X-Trident CH47-D Chinook: обзор вертолёта для X-Plane

Всего пару недель назад X-Trident выпустили в продажу «Чинук», вертолёт созданный для X-Plane и находившийся в разработке с 2018 года, модель, которая на релизе обладала целым ворохом «детских болезней» наконец-то стала приемлемой для обзора, который вы сейчас читаете.

Установка

Установка типичная для многих продуктов выпускаемых для X-Plane после покупки вы получаете архив с крайней сборкой вертолёта и просто копируете в папку симулятора. Активации или серийного номера нет.

И тут я сразу же хотел бы отметить оперативность команды X-Trident в части выпуска дополнений. Когда я и редакция HeliSimmer получили свои пресс-копии, то разработчик быстро отреагировал на замечания, а после этого не менее оперативно стал выпускать обновления, основанные на замечаниях пользователей, но при таком объеме выпуска обновлений хотелось бы видеть вертолёт с поддержкой SkunkCrafts Updater.

Документация

Вы можете сказать, что я опять придираюсь, но скажу, как есть – документация с вертолётом поставляется очень и очень посредственная. Вы получаете PDF файл на 75 страниц из которого вы узнаете про компоновку панелей, про приборы, про ограничения, но очень мало информации о том, как настраивать кастомные назначения в самом симуляторе, о рекомендация при полётах и что самое главное: в документации нет чеклистов и описания процедур. Для коммерческого продукта, даже если он и нишевый это не самый лучший вариант. Благо, что на форуме поддержки пользователи уже разместили документацию от настоящего вертолёта и чеклист для X-Checklist.

Модель и текстурирование

А вот когда ты его запускаешь в симуляторе, когда ты включаешь вид на приборы, то все предыдущие разочарования быстро уходят на второй план, так как качество с точки зрения визуальной составляющей выше всяких похвал и сделано на пределе возможностей движка симулятора. Текстуры радуют глаз четкостью, приборы и их подсветка аутентичностью и объёмом, а анимации (про которые будет позже) выглядят весьма натуралистично и уместно, чего стоит образование конденсата вокруг лопастей винтов при влажной погоде.  Чувствуется, что тут была проведена огромная работа и что эти самые три года разработки были потрачены не впустую.

Внимание к деталям внутри кабины вызывает желание не летать, а рассматривать всё до миллиметра. Люверсы и звукоизоляция, заклёпки и крепления приборов выглядят так, что возникает ощущение, что к ним можно прикоснуться рукой. Я даже осмелюсь провести аналогию с выпущенным на днях DC-6 от PMDG для Microsoft Flight Simulator и скажу, что в модели X-Trident этим второстепенным, но в эпоху VR важным деталям уделили внимания куда больше, чем это сделал именитый разработчик.

Приборы

Сами приборы сделаны очень грамотно, и разработчик смог найти идеальный баланс между удобством их чтения и тем как они искусственно состарены, а это удается далеко не всем. Дискретность приборов очень маленькая, что весьма важно для полётов на вертолёте и даже если этот вертолёт оборудован системами стабилизации. Но даже в этой бочке мёда есть ложка дёгтя, а точнее две. Во-первых, в кабине нет возможности для манипуляции с приборами при помощи колёсика мыши, а иногда это очень важно, например управлять радиостанцией методом «Click-n-Drag» очень неудобно, как и неудобно это делать для некоторых переключателей и реостатов. Во-вторых, те самые переключатели, взаимодействие с ними сложно назвать интуитивным, например запуск ВСУ. У вас есть курсор мыши вот такого вида, но вот незадача он таковым является только при переходе из положения «Off» в положение «Run», а чтобы перевести тумблер в положение старт надо камеру разместить ниже потолочной панели и только тогда вы сможете найти «клик зону» в которой курсор меняется на такой, и вы сможете произвести запуск вспомогательной силовой установки. Но более всего меня убивает HAT-переключатель управления поисковой фарой, он лишен анимации и поэтому выпускать фару используя мышь очень неудобно.

Я обращался к коллегам кто использует устройства VR и они говорят, что в этом режиме такой проблемы нет, а сама кабина вертолёта очень удобна для этого формата. Более того, при подготовке обзора я советовался с человеком летавшем на CH47-D Chinook в ВВС США и по его словам геометрия кабины за исключением парочки моментов очень близка к настоящей.

Ну и раз мы заговорили о приборах, то нельзя пройти мимо Automatic Flight Control System или AFCS.

Я всегда смотрел на пилотов «Чинука» с восхищением, то как они совершают посадки при высадке десант или устраивают шоу на потеху публике мне казалось чем-то за гранью реальности. Кстати, вот посмотрите, как это было в 2010 году на гонках.

Но установив этот вертолёт я понял, что залог всего этого лишь на 50% состоит в навыках пилота. Еще 50% делает AFCS. Не хочу вас грузить долгими текстами о том, как эта система работает, как гидравлические привода помогают пилотировать этот вертолёт, а просто скажу, что сделанная в рамках вертолёта система стабилизации хоть и делает на нём полёты скучными, но сделана она хорошо и если вам захочется сесть на холм касаясь его только задними колёсами, если захочется проехаться по взлетной полосе задрав нос, то у вас это получится! Единственное, что на уровне анимации в кабине это никак не реализовано.

Есть еще один прибор, который пока не работает — Cruise Guide Indicator (CGI). Для пилотов этого вертолёта этот прибор очень важен, своей трехцветной индикацией он показывает уровень сил, воздействующих на вертолёт и увы, но даже если к вертолёту на внешнюю подвеску добавить гаубицу и летать на предельных скоростях, то прибор ничего не покажет. Информации о том будет ли он реализован в итоге у меня нет.

Звук

Звуковая подсистема вертолёта от X-Trident достойна внимания, ведь мало того, что звуки записаны очень качественно и соответствуют стандарту FMOD так у вас есть возможность еще очень гибко настраивать эти звуки и сохранять в виде профилей, подходящих именно для вас. Звуки на внешних видах и звуки внутри кабины с эмуляцией гарнитуры пилота очень хороши. Единственное, что при снижении оборотов в определенный момент времени вы практически не слышите шума лопастей и трансмиссии, но может быть так и должно быть? Я не смог найти видео со звуком из гарнитуры пилота.

Флайт-модель

Оценивать флайт-модель вертолёта, на котором не летал очень сложно, а поэтому этот раздел я заполню именно с позиции симмера. Вертолёт крайне легок в управлении и даже если вы установите «хардкорные параметры», он будет весьма послушен и предсказуем, что на мой взгляд является большим плюсом. Переход с «ручного управления» на режим работы AFCS тоже чувствуется и это хорошо. Очень понравилось мне в нём то, как X-Trident поработали над инерцией. Разворот вертолёта в воздухе вокруг своей оси, повороты и посадка «по самолётному» стали моим самыми воодушевляющими опытами на нём, ты чувствуешь массу вертолёта и понимаешь, что ты управляешь не Hughes 500, а могучим «Чинуком», который весит без малого 11,5 тонн к которому помимо всего прочего еще и можно добавить груз на внешней подвеске.

Особенности модели

И раз уж мы заговорили о грузах, то пришло время рассказать об этой возможности модели.

Вертолёт имеет ряд интересных возможностей, первая из которых это возможность перевоза грузов на внешней подвеске. При помощи меню самого вертолёта вы можете подвесить к нему бочки, «Хаммер», гаубицу, вертолёт, бревна и даже «Кубик Рубика». Каждый из грузов имеет свой вес и поверьте, это не просто заявление разработчика! Подвешенный груз очень сильно влияет на ваш вертолёт в части управления, в части потребных режимов двигателя и эти грузы создают очень интересный геймплейный элемент.

Вес, сопротивление воздуха и раскачка груза на тросе всё это есть и всё это работает. Управление внешней подвеской можно осуществлять, как при помощи встроенной утилиты, так и назначив на джойстик команды. Кроме этого, вы для полноты погружения можете включить и членов экипажа или наземной команды кто будет помогать вам (своим видом).

Второй интересный момент — это топливозаправщик. Вы можете вызвать наземную команду для заправки самолёта, произвести её из специального меню и… даже поездить на этом самом заправщике. Оно конечно не очень удобно, но оно есть и может быть забавным.

«Magic Paper» — это два листочка бумаги на панели вертолёта. На одном из них вы получаете информацию о TACAN маяках в округе для их быстрой настройки с целью навигации. Работает очень просто: симулятор преобразует имена и частоты VOR маяков в цифробуквенный код TACAN и всё. Метод простой, но эффективный, иммерсивный и что само главное рабочий. Второй лист бумаги — это ваши заметки, которые вы можете сделать сами отредактировав текстовый файл в папке вертолёта, увы, но кириллица не поддерживается.

И главная особенность — это встроенная утилита. Отношение к ней у меня очень неоднозначное, с одной стороны, здорово, что все так собрано в одном месте: настройки управления и звука, управление грузами и анимацией или освещением. А на другой стороне весов стойкое ощущение, что этот интерфейс был нужен разработчику на этапе тестирования для отладки, а потом его забыли убрать и оставили в релизной версии.

Производительность

Назвать его «легким» я не смогу, он достаточно требовательный к ресурсам и на моем компьютере с «высокими» настройками самого симулятора у меня выходило не более 45 кадров в секунду. Но я не стану снижать оценку за это, так как детализация и правда очень высокая, а еще на момент тестирования у меня что-то странное творилось с драйверами NVIDIA.

Резюме

В итоге, если вы хотели попробовать что-то новое в части вертолётной техники в X-Plane и вы открыты для экспериментов, то CH-47D от X-Trident ваш выбор! Если вы любите в симуляторе летать с экономическими плагинами, то тоже отличный вариант. А вот если вы рассматриваете первый вертолёт, с чего начать, то я бы рекомендовал взять Hughes 500 от Cowan Simulation который вас сможет научить большему. У вертолёта очень дружелюбное сообщество и очень отзывчивый разработчик, что тоже ему идёт в огромный плюс. Цена вертолёта выглядит вполне оправданной и при условии, что модель будет получать интересные вещи, например возможность сброса грузов из грозового отсека и оно может стать отличным вложениям для тех, кто ищет необычный геймплей в симуляторе X-Plane.

X-Trident - CH47-D Chinook

38.95$
8.7

Установка

9.0/10

Документация

6.0/10

Визуальная модель/Текстурирование

10.0/10

Реализация систем

9.0/10

Звуки

9.0/10

Флайт-модель

9.0/10

Дополнительные возможности

9.0/10

Достоинства

  • Отличная визуальная модель
  • Хорошая проработка кабины и приборов
  • Интересные дополнительные возможности
  • Хорошая поддержка разработчика

Недостатки

  • Скудная документация
  • Спорная утилита настройки
+1
0
+1
0
+1
0
+1
3
+1
0
+1
1

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Send this to a friend